Главная » Статьи » Мои статьи

невроз

НЕВРОЗ
Информация для дрессировщиков

Рассматривая правила и условия дрессировки собак, имеется ввиду как само собой разумеющееся, что они не только чему-то научаются, но и остаются здоровыми, в том числе способными нормально реализовать приобретенные навыки. Первым правилом любого обучения является здоровое исходное состояние собаки. Однако его сохранение не гарантируется в процессе дрессировки, если она проводится с какими-то нарушениями. Поскольку обучение собаки – процесс длительный, то на нее все время оказываются возбуждающие и/или подавляющие воздействия. Они могут быть в пределах работоспособности нервной системы, и тогда собака остается здоровой. А могут превышать эти пределы, т.е. обучение становится для нее непосильным, ввиду перенапряжения и возбудительного, и тормозного элементов ВНД. Это приводит к срыву обоих нервных процессов с последующим их ненормальным осуществлением. В результате нарушается ВНД и в случае длительности данного явления патологически изменяется поведение. Понятно, что такая ситуация складывается в связи с нарушениями дрессировки в виде каких-то помех во время обучения, неправильных действий самого дрессировщика и его помощника, созданием неадекватной обстановки и т.п. Причем эффект отрицательных факторов зависит не только от их специфичности, но и от фона, на котором они действуют, например, степень отработки навыка, тип ВНД собаки, ее исходное состояние в связи с предыдущим воспитанием.

Самым простым и распространенным вариантом помех являются посторонние сигналы (раздражители). В результате нарушается выполнение собакой действий, основанных и на возбуждении, и на торможении. Помехи могут происходить как слишком быстрое, слишком раннее или слишком разнообразное обогащение среды. По своему эффекту и назначению такие ситуации полезны и необходимы в фазу закрепления навыка, но не в фазу его отработки. Такие факторы действуют более отрицательно при их особой необычности, недостаточной отработке навыка, слабости, неуравновешенности и инертности нервных процессов.

Далее рассмотрим более сложные нарушения дрессировки. Допустим, собака преодолевает барьер и после этого получает вознаграждение. А теперь представим, что забор настолько высок, что она не может его преодолеть, хотя продолжает принуждаться к прыжку. В результате собака не только не получает вознаграждение, но и при многократных неудачных попытках, каждый раз стукаясь о борт, испытывает болевые ощущения. К нарушениям ВНД может приводить понуждаемая работа в условиях слабой выраженности или отсутствия доминирующей мотивации, на основе которой вырабатывается навык. Например, собака приходит на некоторые занятия сытой, хотя обычно получала пищевое подкрепление за выполнение команды. К примеру, постоянное дерганье поводком не с целью изменения движения собаки может вызвать три вида реакции: игнорирование, чрезмерное ориентирование на него или боязнь. Если, например, вторая реакция реализуется во время следовой работы, то даже при слабом дерганье поводка собака может изменить направление движения, независимо от направления запахового следа. Ну, а в первой и третьей ситуациях собака просто не будет реагировать на поводок в соответствии с целью его применения.

Совокупным типом неправильного общения с собакой служит субъективное понимание ее поведения. Оно проявляется в двух противоположных вариантах: в очеловечивании, вплоть до морализации, и в машинизации, вплоть до полного оглупления. В первом случае собака порицается, наказывается за невыполнение команд, часто подаваемых нечетко, неоднозначно, в виде различных уговоров и даже призывов к разуму, морали, совести. Во втором случае на фоне, казалось бы, правильного требования беспрекословного и точного выполнения команд собаке не позволяется, даже если допустимо, осуществлять это каким-то иным способом, а вне работы ее понуждают находиться «по стойке смирно», «глядя в рот дрессировщику» и не имея возможности свободного самовыражения. Кроме того, за малейшие ошибки собака строго, а то и жестоко, наказывается, а в свободное время дрессировщик с ней почти не общается. Иногда дрессировщик не сообразует характер своих воздействий с типом ее ВНД. Например, от обладателя инертных, хотя и сильных, нервных процессов нельзя требовать быстрой перестройки поведения. А при слабости обоих нервных процессов у собаки любые сигналы и действия дрессировщика не должны быть чрезмерными ни по силе, ни по длительности, ни по частоте изменений.

Все описанные примеры нарушений дрессировки, неминуемо вызывая напряжение ВНД, обычно не приводят к патологическим изменениям поведения собаки при условии, что оно не выходит за пределы адаптационных способностей ее нервной системы. В противном случае, при хроническом перенапряжении ВНД в связи с неправильной дрессировкой она нарушается, как правило, на основе нервного заболевания – невроз. Он проявляется в виде излишнего возбуждения и/или излишнего торможения вследствие перенапряжения обоих нервных процессов и их подвижности в процессе дрессировки. Обычно невроз выражается в форме неправильного выполнения ранее отработанных навыков, затруднения или невозможности отработки новых, различных форм неадекватного поведения, например, в виде его извращения или отказа от работы. Кроме того, подобное ненормальное состояние собаки затрудняет адаптацию даже к незначительным изменениям внешней среды.

Формирование невроза зависит не только от специфики провоцирующего фактора, но и от типа ВНД. Так, у собак сильного неуравновешенного (возбудимого) и слабого типов невроз возникает чаще, чем у собак сильных уравновешенных типов. Причем у первых пропадают тормозные рефлексы, животные становятся чрезвычайно возбудимыми, вплоть до беспричинной агрессии. У вторых пропадают возбудительные рефлексы, животные становятся малоподвижными, вялыми, сонливыми с единственной активностью в виде пассивно-оборонительной реакции.
Рассмотрим причины невроза в связи с дрессировкой, которые заключаются в хроническом перенапряжении нервных процессов вследствие вынужденного функционирования нервной системы собаки за пределами ее работоспособности. Перенапряжение возбуждения формируется в результате применения слишком сильных и длительных, или наоборот, слишком слабых и кратковременных сигналов (раздражителей); постоянного принуждения к непосильной работе. Перенапряжение возбуждения формируется в результате слишком длительных выдержек, в том числе слишком длительного их неподкрепления; вследствие слишком длительного действия неподкрепляемого сигнала; слишком тонкой дифференцировки при различении очень похожих сигналов.
Понятно, что в идеале нужно не допускать при дрессировке описанных и иных ошибок. Но что же делать, если они все-таки допущены, или произошли нарушения ВНД и поведения собаки?! Прежде всего, нужно прекратить оказавшейся пагубной работу с ней и немедленно полностью сменить обстановку. Другими словами, собаке предоставляется отдых, при возможности активный, в спокойном месте и в свободном режиме с постоянным и разнообразным общением с ней. И все это нужно с целью отвлечения собаки от ситуации, вызвавшей нарушение ВНД и с целью нормализации поведения. Если патологическое состояние не зашло далеко, этих действий может быть вполне достаточно, и с собакой можно постепенно возобновлять работу, но теперь с учетом прошлого печального опыта и лучше в другой обстановке. К сожалению, неврозы не всегда проходят со сменой порочной ситуации, и тогда собаку приходится лечить медикаментозно. Делать это должен ветеринарный врач, лучше специализирующийся на данном заболевании. Но самое главное: нужно помнить, что любые препараты устраняют лишь симптомы невроза, т.е. последствия пребывания собаки в условиях неправильной дрессировки. Дело в том, что причинные факторы, вызвавшие когда-то невроз, хотя бы только обстановка, не говоря уже о порочных приемах дрессировки, оставляют следы в ЦНС (центральной нервной системе) в виде памяти. И поэтому даже через длительное время у попавшей в знакомую патогенную ситуацию собаки может возобновиться невроз в виде выработанного когда-то патологического условного рефлекса.
Нарушения ВНД и поведения собаки обуславливаются не только непосредственно порочными приемами и условиями дрессировки, но и ее исходным состоянием, частично в связи с врожденными аномалиями, а в большей степени сформированным в ненормальных условиях воспитания.
В обобщение можно сказать следующее. Собака должна благополучно «выйти» из дрессировки, т.е. не только умелой, но и здоровой, а значит в общении с ней «приятной во всех отношениях». Для этого она должна и «войти» в дрессировку здоровой. Это создается правильным воспитанием, включающим полноценное питание, физическую активность, разнообразное и эмоциональное обеспечение, социализацию с людьми, и с собаками с учетом соответствующих критических периодов жизни щенка. Любое обучение должно заканчиваться достижением собакой положительного результата с формированием положительных эмоций. Тогда дрессировка действительно оказывается искусством!
Профессор кафедры физиологии и
этологии животных РГАЗУ г.Москва
Гельберт М.Д.
Категория: Мои статьи | Добавил: ПаПа (13.06.2011)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2024