Для начала-имеют место быто не совсем верные понимания (или - совсем не верные, как кому захочется выставить акцент):
1. Собака - стайное животное. Что животное - факт (в смысле не сапиенс,
дальше вникать не обязательно). Вот то что стайное - сильно под
вопросом. Социальное, т.е. способное жить в социуме - да. Может и в
одного. Может и не в стае. Способное быстро адаптироваться - тоже факт,
однако вытекающий из того, что собак как и любое животное живет на
рефлексах, а не осознании, понимании, прогнозировании и предвидении.
Рефлексы быстрее. В тысячи раз. И за века шлифовки доведены до высокой
степени совершенства. По большому счету в этом и ценность. Другие они,
вполне возможно, изначальной ценности и не представляли ...
Итого: собака - животное, способное адаптироваться в любой обстановке и
нормально жить практически в любой обстановке и любом окружении
достаточно для себя комфортно (в крайнем случае без значительного
ущерба)...
2. Про доминантный тип. Как бы теория дрессировки такой классификации не делает. Но определяет ВПО, ПР и ТВНД.
Иными словами - "доминирование" - является результатом рефлектроной
адаптации (то есть притирания в соответствии с существующим ВПО, ПР и
ТВНД) в социуме.
Если по русски - люди сами делают то, чего и имеют.
3. Для чего собак то. Ведь самые распостраненные темы (вместо ребенка,
братья ваши меньшие, средства для само - вознесени - утверждения -
утверждения, наживы) как раз далеки от изначальной. А изначальная,
согласно сути служебного и охотничьего собаколовства следуща:
добавление того, чего человеку не хватает - носа, лап, зубов,
бдительности, выносливости, скорости реакции и пр.
Я к чему это дело веду - собак мой - это я и есть. В возможно лучшем
своем проявлении. А вместе мы с им - своеобразный кентавр. С
возможностью предвидения, прогнозирования, лечения, баблом в кармане,
умением выражать мысли словом и не только, с зубами в палец, дурным
чутьем, лихой реацией, скоростью и ловкостью.
Как заметно - про лубофф ничего нет. Ни к себе ни, как следствие, к дополнению моему.
При таком раскладе - какая может быть доминанта и иерархия в моей семье и какие то стайние расклады. Все мои и все я...
Другое дело, что в таком случае всякая ирунда типа зоопсихологии как то
выпадает из обоймы. Человечья - и та вряд ли нужна, если в семье живём
а не в стае
Следующий постулат, как основа совместой человека с собаком жизни ...
Собак давно не зверь. И вовсе не потому, что может есть картошку и
болеть всякой ерундой, зверям не ведомой. Изделие Макса фон Штефаница
(и не только) ушли от волька по основному параметру - они не боятся
человека и не имеют рефлекторного побочного эффекта - нападать в случае
явной и гарантированной безнаказанности ...
Иными словами. Зверь при случае - нападет. Если сильнее. И в случае -
можно без потерь для себя. На козу, на ребенка, на щенка. Не факт что в
каждом удобном случае, но вероятность есть и большая. Собака - нет.
Выбито людьми за века совместной жизни (или выведения породы -
специально или само собой-исторически). В любом случае, даже если
принять, что вероятность нападения есть - то она минимальна (по
сравнению со зверем уж точно) ....
Тема следующая. Неизбежности ... ну вишло так, что шелти не в кайф. А
вот алабай очень даже и душевно. И в городе живём, а не баранов
охраняем у северных таджиков ... не. Оно конечно с им на баранах
оторваться было бы здорово, но в москве их к примеру маловато ...
Т.Е. по породному предназначению собака не попользовать на полну
катушку ... ну вот и неизбежность - стали вы за год килограмм на 80
тяжелее, отрасли зубы, вы можете не спать сутками и всё видеть и
слышать, чётко определять дистанцию и нападать точно и гарантированно
успешно. Вы стали нервничать при подходе сзаду и ночью и появилась
скверная привычка вваливать бобов кому нипопадя не взирая на вес, рост
и ориентацию ... оно, конечно, и в городе не плохо. Но в разумных
пределах ...
Вот всё что выше - разве не повод отнестись к себе серьёзно и заняться
работой на гарантированный результат (дрессировкой) а не уходом от темы
в долгий и бесперспективный яшшык (в воспитание к примеру) ...
Как бы возвращение в тему. Про детей.
Я оговаривался: неслужебные и неохотничьи не расматриваются. Ни к чему
они и не чего дополнять ... а поскольку и не было никогда, то и
надеяться не на что ...
Фазу отбора особо мучать незачем. Потому как если берём с детями, то
низя в подарок и т.п. Ищем, возможно долго и упорно: как оно в смысле
породного соответствия, отношения к детям, фактическая дрессировка,
послушание и ТВНД .... много чего надо, тема, возможно, отдельна ....
Ну если дети вышли после собака, как то не жданно-ни гаданно ... в
каждом случае своя тема. Кроме хозяина хтож скажет, как собак с детями
станет ... другое дело, что если есть хоть тень сомнения - ну там
сверху много уже было ...
К рассмотрению следуща тема: если ребёнок и собак примерно
единовременно. Год туда-сюда не в принципе. Если собаку год и он не
жлоб (т.е. не требует ношения на ручках, кушанья с ложечки и
постоянного убирания дерьмов) то вряд ли он помешает. Если ребенку
год-полтора - то кобла до месяцев 4-6 (от размеров) спасать придется
....
Но есть тонкость. Особенности развития. Собак до года - человек лет до
14. Не линейно, но есть похожие периоды (было уже, мной же). Другое (и
важное) что особенности развития интересны тем, что собак и ребенок
друг друга понимают легче и быстрее. Потому как одинаковые оне. На
голову. Им говорить не надо. Это мы их не понимаем. Потому как словами
говорим. А им не надо. Им слова ни к чему ....
Ну к примеру: попробуйте обойтись без слов. Русских или других,
понимаемых легко. Даже, чтоб в голове не крутился текст. Может
понравиться. Может стать понятнее - почему собаки быстрее и думы о
былом и грядущем им ни к чему ...
А вот как уровнять возможности по весу - дело
папо-мамов-владельцев .... и что интересно, с мелковесными шавочками
труднее. Крупная братва как то на голову покрепче ....
Давайте уж по мере поступления ...
По большому счету, что ИПО, что ОКД - примерно монопенисуально. Это
комплексы. Руководство к действию. Если сдать на оценку - самоцель, то
ИПО возможно и лучше. Сейчас по ём больше народу специализируется и
сами элементы больше направлены чисто на задр..., пардон - замучивание
скотины ....
Более того, оно вполне возможно и не важно: собак, освоивший достойно
ОКД запросто ляжет из положения рядом в движении. Возможно не с первого
раза, но затруднений не выйдет. с ипо - элементы ОКД вряд ли вызовут
затруднения.
Это - курсы послушания. Как полученную послушку совершенствовать и куда
развивать - да куда хотите. Можно и послушкой всю жизнь мучать, потому
как нет предела совершенству ...
Если в дальнейшем чего то надо .... ну важно как собачка справилась с
элементами послушки, какой вышел нос, как с агрессией - да мало ли. По
крайней мере повальное - только ЗКС как минимум справедливые нарекания
вызывает. По статистике кусаются изначально 2 из 10. А остальных зачем
уродовать кусачкой, если куча всякого - от РС (в массе вариантов) до
связи, санитара, ездовой - и пр. и т.д.
Если собак уже был, большой и чреватый ... ну давайте с заду к теме
подкрадёмся. Ну типа попытаемся всё таки тему не сливать в деревню на
цепь.
Вижу вариант вполне реальный: раз есть желание у взрослых собака как то
окультурить и ребенка не грохнуть возможно (точнее необходимо) любому
взрослому всегда находиться между собаком и дитём. С готовым пендалем
под рукой. Причем пендалем однозначно достигающим цели и результата
(жалистный крик типа "бобик низя" - никак не подходит, мочить придется
практически до понимания, что следующий заход может стать последним).
Причем пендальф должен быть тихим по звуку, чтоб ребёнка не вспугнуть
....
Если это подойдёт - попробуйте, если окажется затруднительно морально
или не реально физически - ну займите денег на зоопсихолога и для себя
заодно (эт если рискнёте освоить предложенный список на общую тему "об
чём думает собака") .... или всё таки в шею ???
Дело в том, что изначальных предпосылок для неприятия взрослым собаком ребёнка нет.
1. Собак с ребенком понимают друг-друга лучше. Говорят они на одном языке. И угрозы от ребёнка нет. Изначально нет.
Для примера: у мну меньшой сын и собак примерно одногодки. Сын на 3
месяца старше. Собаку полтора года. Соответственно собаку по человечьим
меркам лет 16. Но сын только сейчас начал от собака уходить - говорить
начал и потихоньку понимает смысл слова. Т.Е. становится ближе к людям
... но всё таки друг-друга они понимают всё еще лучше, чем меня - в
плане общения. Живого, а не заставления, давления, постановки в
безвыходное положения - дрессировки, одним словом ...
2. Далее. Агрессия у зверей вызывается исключительно признаком
агрессии. Более ничем. Внешняя агрессия вызывает ответную реакцию. У
одних - вынужденную стойку (типа извиняется - понял всё, отстань). Хотя
что понял - не факт. Важно - желание прекратить вашу агрессию - вот
таким вот жалким видом. У других - ответной атакой. Важно - что это по
сути одно и то же ...реакция на внешнюю агрессию.
Так вот. При нормальном раскладе от ребёнка не может быть агрессии.
Скорее наоборот. Беспомощность, вызывающая нормальную реакцию - защиты,
покровительства (на чём, кстати сучки часто влетают - опекают до
немоги, хотя и коблов видел ....). Даже задрачивание бытовое (типа
ребёнок когда за собаком носится и на ем катается и сверху и на клыках
и в тарелку лезет и засыпает в будке). Взрослому давно бы бошку
отвертел, а ребенка терпит - агрессии нет.
3. А вот теперь почему бывает не так. Случай, при котором собак
воспринимает ребёнка в качестве агрессивного рздражителя. Алиментано,
Ватсон: превалирующий нынче подход - собак изначально появился в семье
в качестве "ребенка, ответственного за того, кого приручили, брата
вашего меньшего", любимой игрушки, наконец (важен термин - любимой) -
пардон, но рвотный рефлекс еле держу (лирическое отступление) ...А тут
- на тебе - отходит любимый дитёночек на непервый план.
Не меняют собаки имидж. И вашу смену приоритетов так же воспринимают
как враждебное проявление, которое прекращается путём - ... ну который
и обписан про достойную и послушную собаку ...
4. Смена имиджа возможна. Для человека. Но под новый изменить собака,
да еще в теории служебного, дрессировка которого основана на повторении
и стандартизации поведения - и с им это делалось - ...
Как бы и блоковых при большом желании окультуривают (меняют вожатого). Но это как минимум не просто ....
|